You are using an outdated browser. For a faster, safer browsing experience, upgrade for free today.

Лечение ДЦП в любом возрасте, в том числе с гиперкинезами и эписиндромом

Детский церебральный паралич (ДЦП) — заболевание мозга, развившееся внутриутробно, в родах или сразу после них. Клиническая симптоматика при ДЦП чрезвычайно разнообразна: от полной невозможности произвести активное движение до почти незаметной слабости, проявляющейся только при нагрузке. Часто наблюдается так называемое ложное прогрессирование болезни, когда скрытые вначале изменения проявляются по мере развития мозговых функций или являются следствием поздних осложнений повреждения мозга в родах: при вторичных внутримозговых кровоизлияниях, развитии мозговых или спинальных инсультов, эпилепсии. Мозг новорожденного обладает высокой устойчивостью к гипоксии. Тромбоз венозного синуса, который, как известно, является причиной развития диплегии при ДЦП, вызван, скорее всего, персистирующими в мозге нейровирусами. Самые тяжелые проявления ДЦП наблюдаются при сочетании нескольких патологических факторов: внутриутробной инфекции, ишемии, интоксикации и травмы.

Большое значение в настоящее время придается наличию генетических факторов, предрасполагающих к развитию ДЦП — это, прежде всего, различные генные мутации (которых очень много и у здоровых детей). Чаще всего речь идет о так называемых митохондриальных мутациях, врожденных или приобретенных в процессе патологических родов или тяжелого послеродового периода.

Митохондрия — часть клетки, в которой происходит полезное усвоение кислорода с образованием углекислоты, воды и энергии в виде молекул АТФ. Генетический аппарат митохондрии имеет особое строение и легко повреждается при длительном сохранении сниженного кровоснабжения. При увеличении количества измененных митохондрий (более 60%) появляются клинические симптомы различных генетических и нейродегенеративных заболеваний, которые ранее считались неизлечимыми. При тяжелых формах ДЦП всегда наблюдается митохондриальный дефект и страдает образование энергии в нервных клетках.

Нами разработан уникальный метод лечения нейродегенераций — нормоксическая лечебная компрессия, позволяющий восстановить образование энергии в нервных клетках, улучшить их кровоснабжение и создать условия, при которых измененные митохондрии могут замениться на полноценные. Срок жизни митохондрии всего 8–12 дней. Поэтому ежедневное применение лечебной компрессии в течение 12 дней в сочетании с антиоксидантами, улучшающими полезное потребление кислорода, сопровождается стойким и выраженным клиническим эффектом.

Опыт показал, что проведение более длительных курсов в течение 3-х и более недель гораздо эффективнее, так как лечебное действие метода нарастает от сеанса к сеансу.

Известно, что снижение атмосферного давления уже на 3–4% (20–30 мм рт. столба), что особенно часто наблюдается весной и осенью, приводит к катастрофическому нарастанию числа инсультов и инфарктов, приступов подъема давления и головной боли. Поместив пациента в барокамеру с небольшим избыточным давлением, можно восстановить нормальную продукцию энергии в клетках организма, нормализовать регуляцию кровотока в мозге и, таким образом, вылечить инсульт, гипертонию и многие другие заболевания. Лечебный эффект небольшого избыточного давления используется самой природой. Известно, что сдавливание плода в матке околоплодными водами составляет около 25 избыточных мм рт. ст. Это защищает плод от гипоксии, даже при анемии и голодании матери, но при раннем отхождении вод и длительном безводном периоде ребенок всегда страдает от гипоксии мозга. Вот тут-то и необходимо применение лечебной компрессии, способной ликвидировать все последствия гипоксии новорожденного.

К сожалению, до сих пор при гипоксии новорожденных помещают в среду с повышенным содержанием кислорода при атмосферном давлении, что значительно ухудшает кровоснабжение мозга, особенно при тяжелой гипоксии. Главным парадоксом кислородотерапии является то, что повышение процента кислорода во вдыхаемом воздухе уменьшает количество кислорода, поступающего в организм, за счет защитного шунтирования крови в легких. Кроме того в области ишемии кислород особенно токсичен, так как при ишемии нарушена саморегуляция транспорта кислорода в клетку. При ишемии нарушается работа К+ -Na+ - насоса, что уменьшает защитное поле на цитоплазматической мембране и приводит к образованию долгоживущих пор, сквозь которые избыточный кислород может проникнуть в клетку. «Лишний» кислород усиливает патологические изменения в мозге, так как активирует разрушительное действие свободных радикалов кислорода на клеточные мембраны митохондрий, и прямо связывает свободные электроны в мембране митохондрий, что приводит к снижению образования энергии.

В норме транспорт кислорода в мембрану митохондрии строго регулируется по потребности, выделяемой в процессе его потребления СО2. При этом и в тканях и в легких 1 молекула СО2 обменивается на 1 молекулу О2. В этом и состоит механизм саморегуляции поступления кислорода в митохондрии, обеспечивающий поступление кислорода в клетку по потребности.[М.В.Фок, 1999]

Небольшое повышение внешнего давления, активируя образование энергии в тканях и выделение СО2 восстанавливает регуляцию доставки кислорода в организме, что особенно важно для мозга и почек, где дефицит кислорода не восстанавливается сам собой, как в мышце. Разработанная и применяемая нами для лечения многих заболеваний лечебная методика — нормоксическая лечебная компрессия: лечение в барокамере при небольшом избыточном давлении обеспечивает восстановление нормального энергетического метаболизма способствует обновлению митохондрий и создает таким образом на уровне клетки долговременный эффект нормализации выработки биологической энергии, необходимой для восстановления нейронов и аксонов (клеток нервной системы).

Сочетание с антиоксидантами, участвующими в полезном потреблении кислорода, делает ее еще более эффективной и значительно увеличивает ее лечебное последействие. Лечебная компрессия — физиологически обоснованная методика и практически не имеет противопоказаний, так как сопровождается восстановлением клеточных мембран и стойкой активацией иммунитета, в том числе противоопухолевого.

Под нашим наблюдением находилось 132 пациента с ДЦП в возрасте от нескольких месяцев до 43 лет и 8 детей с синдромом минимальной мозговой дисфункции (ММД), перенесших гипоксию в родах. Пациенты с ДЦП разделены на 3 группы по степени тяжести и на 4 подгруппы по основному неврологическому синдрому: 54 пациента с диплегией, 48 с геми- и тетрапарезами, 22 с гиперкинетической формой ДЦП, 8 с атонически-гипокинетической формой с гидроцефалией. Всем пациентам проводились курсы нормоксической компрессии с антиоксидантами. В комплекс лечения входили сосудистые и противосудорожные препараты (при наличии клинических признаков эпилепсии или только при наличии эпилептиформных изменений на ЭЭГ). Начиная с 2007 года, большинство пациентов с ДЦП получало противовирусный препарат фамвир под контролем противовирусных антител в крови. Повторные курсы лечения проводились 54 пациентам через 3–6 месяцев и через год. Всем пациентам с ДЦП и ММД проводилось неврологическое исследование, до и после лечения, исследование ЭЭГ и РЭГ в динамике.

Проведенные исследования показали, что у всех пациентов с ДЦП выявляются стойкие последствия тяжелой ишемии мозга: синдром невосстановленного кровотока в мозге с выраженным аутоиммунным воспалением и очагами эпилептогенеза на ЭЭГ. У всех пациентов основной и контрольной группы при исследовании кровенаполнения мозговых сосудов выявлялись значительные изменения тонуса и кровенаполнения, свидетельствующие о стойком нарушении мозгового кровотока после ишемии в родах. Редукция кровенаполнения мозговых сосудов в вертебро-базилярном бассейне выявлялась у большинства пациентов с внутричерепной гипертензией и эписиндромом.

При проведении лечебной компрессии в основной группе пациентов заметно улучшалось общее состояние детей с ДЦП, они становились спокойнее, восстанавливался аппетит, сон, увеличивался вес. Уже во время проведения первых сеансов баротерапии заметно уменьшались глазодвигательные нарушения, существенно снижался мышечный тонус. У большинства пациентов нарастала мышечная масса — в виде увеличения веса и даже объема голени при диплегии на 1–3 см. После первого курса лечебной компрессии полное восстановление движений наблюдалось только у 11% пациентов с ДЦП, в основном с легкими формами болезни. У большинства пациентов (42%) наблюдалось значительное восстановление двигательных функций в виде появления ранее отсутствующих движений. Умеренный лечебный эффект в виде увеличения объема ранее возможных движений наблюдался у 35%. Незначительная положительная динамика, в основном в виде уменьшения спастичности, наблюдалась у 12% пациентов с тяжелыми формами ДЦП.

Лечебный эффект нарастал при повторных курсах лечения. Особенно заметно уменьшалась выраженность гиперкинеза и речевых нарушений. Дети начинали общаться и произносить отдельные слова и словосочетания иногда уже во время первого курса лечения. Проведенные исследования показали, что заметное нарушение речи после лечения оставалось только у 21,2% пациентов, тогда как до лечения оно наблюдалось у 53% пациентов. При этом у 35,3% от общего числа пациентов полностью восстановилась функция речи, а у 42,7% наблюдался значительный регресс изменений.

У пациентов с эпилепсией с выраженной задержкой формирования речи восстановление активности в общении, восприятии и понимании обращенной речи наблюдалось только после проведения длительных повторных курсов баротерапии, проводившихся на фоне противосудорожной терапии.

Снижение порога пароксизмальной готовности мозга наблюдалось у большинства обследованных пациентов с ДЦП и 50% пациентов с синдромом ММД, даже без клинических признаков эпилепсии. Связь эпилептогенеза при ДЦП с локальным снижением мозгового кровотока не вызывает сомнений. В условиях сниженного кровотока наличие очагов возбуждения в мозге указывает на активный нейродегенеративный процесс, нуждающийся в специфическом лечении. Это означает, что большинству пациентов с ДЦП необходимо комплексное лечение, включающее лечебную компрессию, антиконвульсанты, сосудистые и противовирусные препараты. Тогда как применение препаратов, активирующих метаболизм мозга, опасно при ДЦП: не устраняя причин заболевания, эти препараты могут провоцировать развитие эпилепсии как при ДЦП, так и при ММД.

После 1–2-х курсов баротерапии у пациентов с синдромом ММД полностью исчезали неврологические симптомы. Улучшилось общее состояние пациентов и их успеваемость в школе. После курса лечебной компрессии наблюдалась практически полная нормализация ЭЭГ и РЭГ в группе пациентов с ММД.

К сожалению, ДЦП у детей и тем более у взрослых пациентов рассматривается как необратимое патологическое состояние, а суть лечебных воздействий сводится к стимулирующей терапии и обучению движениям. Контрактуры часто корректируются хирургически, что на всю жизнь оставляет деформирующие последствия.

Регресс патологических симптомов при ДЦП, нормализация состояния мозга и иммунитета после применения лечебной компрессии открывает новые возможности в лечении и профилактике осложнений родовой ишемии и травмы мозга. Этот простой и недорогой метод лечения последствий ишемии может уже сейчас повсеместно заменить кислородотерапию при атмосферном давлении, особенно при лечении недоношенных детей и новорожденных с тяжелой ишемией. Нормоксическая лечебная компрессия может применяться несколько раз в сутки в виде коротких 10–20-минутных сеансов при лечении новорожденных с тяжелой ишемией и однократно для всех новорожденных, имеющих даже небольшие нарушения в родах. В более позднем возрасте, когда сформировались стойкие патологические связи в области повреждения мозга, лечение обязательно должно быть комплексным и длительным.

К сожалению, диагноз ДЦП часто ставится с большим опозданием в конце первого или на 2-м году жизни. Это приводит к фатальной задержке начала лечения ребенка, упускается возможность ликвидации ишемии и восстановления образования энергии в период, когда формируется нервная система, основные двигательные функции и речь. Очевидно, что лечебная компрессия должна применяться сразу после патологических родов, или еще раньше — во время патологической беременности для профилактики развития ДЦП и других последствий ишемии. Очевидно также, что необходимо лечить будущую мать от анемии, инфекции, гипертонии и других угрожающих здоровью ребенка заболеваний. Огромную роль в этом может играть применение нормоксической компрессии, которая делает комплекс лечения более эффективным и безопасным, нормализуя все биохимические процессы в организме матери и плода, благодаря восстановлению продукции АТФ и микроциркуляции. Для проведения нормоксической компрессии подходят любые барокамеры, даже портативные, оснащенные точным манометром и таймером.

Профессор Казанцева Н.В.

Как лечить сосудистые заболевания

С помощью новой лечебной методики: нормоксической лечебной компрессии, обеспечивающей активацию продукции АТФ в клетках.

Подробнее
Рейтинг@Mail.ru