Новое в лечении сосудистых заболеваний.
Профессор д.м.н.КазанцеваН.В.
Основной причиной развития инсульта, инфаркта миокарда, атеросклероза является гипертония. Развитие гипертонии обусловлено наличием генетического или приобретенного дефекта энергетического обмена, накапливаемого с возрастом. Поэтому, остановить развитие гипертонии возможно только путем нормализации энергетического обмена в организме. Открыта уникальная возможность восстановления энергетического обмена в зоне ишемии в мозге с помощью небольшого повышения внешнего давления -нормоксической лечебной компрессии (НЛК).Применение НЛК позволяет нормализовать изменения в организме, являющиеся причиной гипертонии, остановить ее развитие и предотвратить осложнения.
Известно множество факторов, провоцирующих инсульт, в их числе длительное снижение атмосферного давления, обычно наблюдаемое поздней осенью и зимой, что совпадает с пиками заболеваемости инсультом и инфарктом в нашей полосе. Даже при снижении атмосферного давления на 3-5% у пациентов с сосудистыми заболеваниями появляется головная боль, слабость, головокружение. Как показали проведенные нами исследования при изменении атмосферного давления от 720 до 770 мм рт.ст. наблюдается прямая линейная зависимость содержания углекислоты в выдыхаемом воздухе (% СО2) от внешнего давления. Рис.1.
В свою очередь, количество выдыхаемой СО2 является характеристикой основного энергетического обмена. Более того, согласно закону Бора в кровь из легких поступит ровно столько молекул кислорода (О2), сколько выделится молекул углекислоты (СО2) из крови в легкие.Прямая линейная зависимость выдыхаемой СО2 от внешнего давления, сохраняется в некотором диапазоне повышения или понижения внешнего давления, сверх обычно наблюдаемых колебаний. Проведенные нами исследования показали, что лечение в барокамере при небольшом повышении внешнего давления может использоваться для стойкой нормализации энергетического обмена в мозге при сосудистой мозговой недостаточности, инсульте, гипертонии и мигрени. Поскольку новый метод лечения не вызывает гипероксигенацию, он назван нормоксической баротерапией или нормоксической лечебной компрессией (НЛК). На рис .1 показана зависимость содержания СО2 в выдыхаемом воздухе от атмосферного давления:(1) – у практически здоровых пациентов, (2) – при сосудистой недостаточности до применения НЛК и (3) – у тех же пациентов после курса НЛК. При сосудистой недостаточности СО2 в выдыхаемом воздухе достоверно ниже, чем у здоровых людей. После курса зависимость СО2 в выдыхаемом воздухе от атмосферного давления у пациентов с сосудистыми заболеваниями приближается к норме, а содержание СО2 в выдыхаемом воздухе достоверно нарастает.
На рис.2 представлена динамика капнограммы (содержания СО2 в выдыхаемом воздухе) и оксигемограммы (% потребления кислорода) до и сразу после первого сеанса НЛК.Уже после первого сеанса НЛК достоверно повышается выделение СО2, нормализуется форма кривой капнограммы, урежается дыхание и улучшается альвеолярное дыхание (минутный объем дыхания). Потребление кислорода нормализуется, как при исходном снижении, так и при повышении (например при тиреотоксикозе), что свидетельствует о восстановлении нормальной регуляции транспорта кислорода в ткани организма.
К.П. Бутейко связывал все хронические сосудистые и воспалительные заболевания с гипервентиляцией и разработал метод лечения поверхностным дыханием. К.П. Бутейко предлагал пациентам сознательно уменьшить частоту и глубину дыхания, в том числе и маленьким детям с аденоидами и бронхиальной астмой. Процесс обучения поверхностному дыханию по Бутейко довольно сложен и длителен и проводится в присутствии опытного специалиста. Желаемыми цифрами является рСО2 32 мм рт. ст. при максимальной задержке дыхания на выдохе 25 сек. По мнению автора метод помогает пациентам с бронхиальной астмой и гипертонией только в начальных стадиях заболевания, когда нет органических изменений легких, сосудов и сердца.
В отличии от дыхания Бутейко НЛК помогает и пациентам с запущенными стадиями болезни и органическими изменениями сосудов и легких. При НЛК уже после первого сеанса в течение 20 минут без всяких усилий со стороны пациента, даже при гипертонии 3 стадии, наблюдается повышение рСО2 до 38-40 мм рт. ст. А задержка дыхания на выдохе после курса лечения приближается к минуте, что является, например, в США главным показателем здоровья при страховании жизни. Конечно, любое лечение с использованием НЛК должно проводиться под контролем опытного специалиста, после обследования, на фоне комплексного лечения, особенно при лечении пациентов с тяжелой гипертонией и при инсульте.
Каким образом небольшое внешнее давление воздуха может стойко восстановить мозговой кровоток, вылечить гипертонию, инсульт, инфаркт и даже предотвратить инсульт?
Широко известно, что не существует определенности как избежать развития инсульта. Если у Вас гипертония, то даже правильный образ жизни и прием гипотензивных препаратов не спасут Вас от нарушения мозгового кровообращения или инфаркта миокарда при стрессе, резком повышении артериального давления, травме мозга или длительном снижении атмосферного давления, особенно в пожилом возрасте. С возрастом нужно все больше лекарств, а давление при нагрузке все равно растет. Почему?В чем же причина гипертонии? В настоящее время не вызывает сомнений, что существует генетическая предрасположенность к развитию гипертонии и ее относят к болезням, связанным с возрастом, или митохондриальным болезням, при которых имеется нарушение в геноме митохондрий. Энергия в живом организме образуется в мембране митохондрий, откуда в виде АТФ переносится по всей клетке. При исследовании энергетического обмена у здоровых 5-летних детей из семей гипертоников, выявлено повышение энергетических затрат на обеспечение Калий -Натриевого насоса, который создает необходимый для жизни потенциал на внешней мембране каждой клетки организма. Однако для развития гипертонии с возрастом одной предрасположенности недостаточно. Во первых, нужно, чтобы митохондрии с нарушенным обменом накопились и составляли около 60% . Тогда затраты на нормальную жизнедеятельность становятся столь высоки, что для ее поддержания нужно гораздо больше кислорода и глюкозы, чем в норме. Поэтому, и повышается артериальное давление, но не только при нагрузке, когда и у совершенно здорового человека обычно повышается артериальное давление, а и в состоянии покоя.
Обычно гипертония развивается в период старения, но при наличии дополнительных патологических факторов: стрессов, вредных привычек, инфекций, травм, гипертония развивается не в 60-70 лет как раньше, а уже в молодом возрасте. Почему же не у всех нарастает число измененных митохондрий? Потому, что существует естественный механизм их разрушения и утилизации или фагоцитоза митохондрий, с помощью которого организм освобождается от неэффективно работающих митохондрий. Однако для этого требуется дополнительный расход энергии, а в условиях ишемии и недостатка энергии патологические митохондрии продолжают делиться и их число нарастает. Вот тут то и необходимо применение НЛК для нормализации энергетического обмена в области ишемии дляфагоцитоза«плохих» митохондрий, тем самым, число митохондрий с нормальным геномом будет увеличиваться. Каким образом? Длительность курса НЛК 10-12 дней, за этот период митохондрии, продолжительность жизни которых 8-12 дней, полностью обновятся и число митохондрий с измененным геномом уменьшится, улучшится энергетический обмен в организме и не будет необходимости в значительном повышении давления при нагрузке.
А как же быть, когда уже случился инсульт, ведь инсульт иногда развивается и на фоне нормального давления на фоне тромбоза или эмболии мозгового сосуда ( закупорки оторвавшимся от интимы сосуда или из полости сердца тромбом)? Если появились симптомы инсульта или просто болит голова при перемене погоды или появилось головокружение, мозговые сосуды действительно не обеспечивают мозг достаточным количеством кислорода и глюкозы. Но не потому, что они «плохие», а потому, что уменьшилось образование биологической энергии в виде АТФ, и при нагрузке мозговой кровоток не может повыситься как в норме, потому что возможность образования дополнительной энергии снижена. Методы лечения инсульта основаны на улучшении текучести крови ( разжижении крови и уменьшении агрегации форменных элементов) и расширении мозговых сосудов. Как оказалось самые активные препараты разжижающие кровь – тромболитики могут существенно утяжелить инсульт и даже способствовать летальному исходу в связи с превращением ишемического инсульта в геморрагический.
А расширяющие сосуды препараты увеличивают кровоток только в области нормального кровотока, тем самым, вызывая «обкрадывание» области ишемии.
Что же делать, как выйти из замкнутого круга, может быть добавить углекислоты во вдыхаемый воздух? Нет, кислорода в организм будет поступать еще меньше. Так как количество молекул кислорода поступивших в кровь из легких равно количеству молекул углекислоты (СО2), поступивших в легкие из капилляров крови. Может быть подышать чистым кислородом или даже забраться в барокамеру, наполненную кислородом под давлением? Тоже не выйдет, так как кислорода в крови растворится слишком много и организм будет вынужден защищаться от его избытка с помощью шунтирования крови в легких, в результате чего в ткани будет доставляться гораздо меньше кислорода, а весь растворенный в крови кислород будет связываться с белками и еще больше разрушать стенки сосудов. Так как для энергетического обмена расходуется только молекулярный кислород, доставляемый эритроцитами, а его количество значительно уменьшается при гипероксигенации,100% кислородотерапия значительно повышает летальность при инсульте, инфаркте и травме мозга. Поэтому в современных реанимациях используют не более 30% кислорода на фоне положительного давления на вдохе.
Рефлекторная гипервентиляция, обусловленная возбуждением сосудистого центра при гипоксии, несомненно является патологической реакцией, приводящей к еще большей гипоксии и ишемии, так как при гипокапнии (снижении содержания углекислоты в крови) в кровь поступает еще меньше кислорода, согласно закону Бора. Применение перфторанов (голубой крови) также повышает содержание только растворенного в плазме кислорода и при инсульте не применяется так как повышает летальность.
Лучше всего поступить так как сам организм поступает при развитии ишемии в мозге, которая, кстати, встречается гораздо чаще инсультов. При инсульте с полным регрессом симптомов, уже в первые минуты и часы развиваются те же защитные механизмы, что и при любой ишемии. В кровь выбрасываются гормоны гипофиза, активирующие функцию щитовидной железы, гормоны надпочечников и даже гормон роста (соматотропный гормон), а в мембране митохондрии,( где и происходит потребление кислорода и глюкозы с образованием АТФ) имеются рецепторы, чувствительные к гормонам и энергетический обмен может активироваться даже в условиях дефицита кислорода и развивающегося инсульта. В результате этого образуется больше АТФ и СО2, а повышение тканевой СО2 способствует восстановлению регуляции микроциркуляции в мозге и восстановлению транспорта кислорода и глюкозы в область ишемии. Таким образом организм спасается от легкого инсульта. А при тяжелом инсульте мозговой кровоток значительно снижен и активаторы энергетического обмена не попадают в область инсульта, да и рецепторына мембране митохондрий повреждаются и не реагируют на гормоны. Тем самым кровоток может улучшиться только в области нормального мозга, что еще больше «обкрадывает» область инсульта.
Если помочь организму активировать образование АТФ в области инсульта в мозге, то и при тяжелом инсульте восстановление пойдет значительно быстрее. Но как восстановить образование энергии в области ишемии, где кровенаполнение снижено, и даже гормоны и препараты активирующие энергетический обмен будут вызывать синдром «обкрадывания» зоны ишемии, за счет перераспределения большей части крови в область неповрежденного мозга.
Физическое воздействие небольшого повышения внешнего давления автоматически переносится на все клетки организма ( которые на 90% состоят из воды)вне зависимости от кровотока, в том числе и на область инфаркта в мозге и окружающую его область сниженного кровотока – пенумбру. Для нормального мозга небольшая активация образования АТФ несущественна, так как мозговой кровоток регулируется по потребности, а вот в зоне ишемии активация полезного потребления кислорода с выделением углекислоты, будет способствовать восстановлению регуляции кровотока и регрессу симптомов инсульта. А как же нервные клетки, погибшие в зоне инфаркта? Во первых, даже при установившемся инфаркте длительное время наблюдается мозаичность кровообращения, т.е. имеются области мозга, которые могут быть восстановлены. А , во вторых, нервные клетки не гибнут все внезапно от ишемии, и даже при тяжелом инсульте в течение 30 и более часов, сохраняют свою жизнеспособность в дежурном режиме, потребляя небольшое количество кислорода и глюкозы, доставляемых коллатеральным кровообращением. Поэтому в течение первых дней инсульта применение НЛК способствует полному восстановлению неврологического дефицита при инсульте средней тяжести и значительному восстановлению при тяжелом. Конечно, НЛК применяется при лечении инсульта, да и тяжелой гипертонии в комплексе с современными лекарственными препаратами, существенно повышающими эффективность лечения. Но полностью восстановиться после тяжелого инсульта трудно и не всегда возможно, поэтому так важно предотвратить инсульт и спасти человека от тяжелых последствий гипертонии.
К сожалению, в последние 15 лет наблюдается рост «молодых» инсультов за счет пациентов моложе 60 лет с так называемой «мягкой гипертонией»,при которой давление не выше 140\90. По последним данным на долю пациентов с мягкой гипертонией приходится более 60% инсультов. Инсульт часто развивается на фоне стресса и высокой пульсовой разницы при низком диастолическом давлении, на фоне приема ингибиторов АПФ (ангиотензин превращающего фермента). Эта группа препаратов обладает двойным действием, кроме блокирования почечного гормона , повышающего давление, они вызывают стойкое расширение артериол, тем самым срывая регуляцию мозгового и почечного кровотока. Блокаторы АПФ, не расширяющие артериолы, гораздо шире используются на западе и эффективны в профилактике инсульта и инфаркта миокарда. Обычно пациенты с мягкой гипертонией получают только мочегонные препараты , 10-15% этих пациентов получают бета блокаторы, применение которых спасает от инсульта, инфаркта и от летального исхода при резком повышении артериального давления. Пациенты с более тяжелыми формами гипертонии получают блокаторы кальциевых каналов, блокаторы АПФ и другие препараты.
Так ли уж необходимо применение препаратов снижающих давление? При стойком повышении артериального давления крайне желательно, хотя бы в состоянии покоя иметь нормальные цифры артериального давления (АД), тогда можно надолго сохранить работоспособность, предотвратить патологическое старение и развитие атеросклероза.
Применение НЛК на ранних стадиях гипертонии и у молодых пациентов позволяет надолго нормализовать артериальное давление и даже обойтись без гипотензивных препаратов. В пожилом возрасте при наличии тяжелой гипертонии после применения НЛК помогают небольшие дозы препаратов, не дающие никаких побочных эффектов. Повторные курсы НЛК повышают эффективность метода и длительность лечебного последействия. Так у молодых пациентов с гипертонией 1-2 стадии лечебное последействие более года, и регулярное применение НЛК 1 раз в год, а затем 1 раз в 2 года полностью нормализует артериальное давление. При более тяжелой гипертонии и в пожилом возрасте желательно проводить курсы НЛК 2 раза в год, а затем при полной нормализации АД 1 раз в год и поддерживать свое состояние небольшими дозами гипотензивных препаратов.НЛК практически не имеет противопоказаний и применяется в лечении пациентов любого возраста, в том числе беременных с гипертонией, нефропатией и гестозом.
Главное в лечении давлением - положительное воздействие на весь организм, позволяющее существенно изменить ситуацию в пользу выздоровления, нормализовать изменения в организме, из-за которых повышается артериальное давление. Регулярное применение НЛК позволяет повернуть вспять патологические изменения в мозге, почках и сердце и действительно предотвратит инсульт.Но для этого нужно применять НЛК в комплексе лечения, направленного на нормализацию всех патологических изменений в организме.
Законный вопрос: что же НЛК это панацея от всех бед, революция в лечении всех болезней? Конечно нет, но этот метод расширяет возможности медицины, безусловно, при применении его на основе знаний о патогенезе заболевания и его тяжести у пациента. Метод НЛК применяется нами уже около 20 лет, он постоянно развивается, совершенствуется и за это время помог значительно улучшить здоровье и качество жизни нескольким тысячам пациентов с гипертонией и инсультом.
Профессор, д.м.н.Казанцева Н.В.